Показать сообщение отдельно
Старый 26.10.2014, 11:05   #26
Батя Медведь
Член клуба
Член клуба
 
Аватар для Батя Медведь
 
Имя: Александр
Регистрация: 16.12.2012
Адрес: Москва, СВАО
Авто: Renault Duster Expression 1.6 4x2, ДДУ и чип от SVV, БК от Валеры.
Сообщений: 6,398
Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь Батя Медведь
По умолчанию

Часть 2.

Собственно сама усадьба Абрамцево.

К сожалению из-за всех наших предыдущих перипетий добрались мы туда во второй половине дня, когда осенне солнце уже начало садится. Но и в этом была своя почти вечерняя прелесть.



Музей-заповедник «Абрамцево» расположен в 60 км к северо-востоку от Москвы, недалеко от г. Сергиев Посад, на берегу речки Вори. В середине XVIII в. здесь была устроена усадьба, которая получила известность в следующем столетии благодаря своим владельцам.
В 1843 г. Абрамцево приобрел писатель С. Т. Аксаков, создавший здесь свои лучшие произведения. При Аксакове усадьбу посещали писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, другие знаменитые современники.
В 1870 г. Абрамцево купил железнодорожный промышленник, художественный и театральный деятель С. И. Мамонтов. При Мамонтове в Абрамцеве гостили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок. Участники кружка создавали произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, собирали предметы крестьянского быта, ставили и оформляли любительские спектакли. Основанные в Абрамцеве столярно-резчицкая и керамическая мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики.
После Октябрьской революции 1917 г. усадьба Абрамцево была национализирована и превращена в музей, но художественные традиции Мамонтовского кружка не прервались. В XX столетии в Абрамцеве жили и работали художники И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и многие другие представители творческих профессий.
В наши дни территория Музея-заповедника «Абрамцево» занимает около 50 гектаров и включает памятники архитектуры XVIII и XIX вв., парк и живописные окрестности реки Вори. В собрании музея-заповедника хранится более 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы.





Усадебный дом.

Одноэтажный усадебный дом, построенный при Головиных в конце XVIII в., – один из немногих сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного классицизма. Его первоначальный симметричный силуэт легко угадывается по сей день, несмотря на неоднократные перестройки.
Это самое старое здание усадьбы. Восточный фасад дома с открытой террасой выходит в парк.









Западный с двумя крыльцами – во двор.





Мастерская.
Мастерская построена в 1873 г. по проекту архитектора Виктора Александровича Гартмана (1834–1873) на месте разобранного аксаковского флигеля, к юго-востоку от усадебного дома. Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо – вход в две небольшие комнаты, и прямо – в мастерскую. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение.
В северной и южной стенах – обычные прямоугольные окна, в верхней части восточной стены – широкое окно во всю стену, под которым находится застекленная дверь на балкон с лестницей, ведущей в парк. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна-люкарны в кровле. Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой.
Мастерская – единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана – яркий образец «русского» или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия.
В этом направлении работали И. С. Богомолов, В. А. Гартман, Р. И. Кузьмин, И. П. Ропет и другие известные архитекторы, но отношение к их творчеству всегда было неоднозначным. Историк искусства и художественный критик В. В. Стасов писал, что это «самая важная, самая талантливая, самая разнообразная, самая поразительная и самая изящная из всех наших архитектур.
Здесь настоящим новым русским духом веет несравненно более, чем во всем остальном, что делали наши архитекторы… Тут пошли в ход уже настоящие русские архитектурные мотивы, народные, доселе существующие, созидаемые самим русским народом в его избах, его посуде, утвари, в сотнях предметов его домашнего обихода…».
Архитекторы «русского стиля» действительно использовали мотивы народного творчества, но соединяли их в своих произведениях механически, без учета функционального предназначения. Так, Гартман украсил здание мастерской резным орнаментом, заимствованным из народных вышивок.
При Мамонтовых в мастерской работали М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, С. И. Мамонтов, увлекавшийся скульптурой, а в жилых комнатах в летнее время останавливались В. А. Серов и И. С. Остроухов. В 1920-х гг. здесь жила семья художника П. П. Кончаловского.











Баня-теремок.

Баня – вторая, наряду с мастерской, абрамцевская постройка в «русском стиле» – сооружена в 1877–1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (настоящие имя и фамилия Иван Николаевич Петров, 1844–1908).
Одноэтажное деревянное здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани.





Церковь Спаса Нерукотворного.

Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление.
Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.
К сожалению, сейчас церковь Спаса Нерукотворного находится на реставрации. И полностью ее снять не удалось.









Избушка на курьих ножках.

Беседка, получившая за свой сказочный вид название «Избушка на курьих ножках», построена в 1883 г. по проекту В. М. Васнецова неподалеку от церкви.
В основе избушки – сруб, сложенный из толстых бревен, опирающийся на пни и перекрытый двускатной тесовой крышей, увенчанной коньком с резной головой коня над северным фронтоном. С севера к срубу примыкают сени на столбах, крытые соломой, с юга – балкончик под односкатной тесовой кровлей.
Стилизованные изображения совы и летучей мыши, украшающие фронтоны избушки, позднее стали популярными декоративными мотивами в русском модерне. «Из православного храма отправились мы в “капище” или нечто подобное избушки на курьих ножках… – писал М. В. Нестеров о своем первом посещении Абрамцева. – Тут русский дух, тут Русью пахнет. Все мрачно, седые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии».





Поленовская дача.

Поленовский дом построен в 1882 г. местной артелью плотников.
Одноэтажное деревянное здание состоит из центральной части с двумя большими комнатами, перекрытой двускатной кровлей, и невысокой пристройки с несколькими маленькими помещениями, примыкающей к южному фасаду. Со стороны западного фасада находится открытая терраса.




Последний раз редактировалось Батя Медведь; 26.10.2014 в 11:50.
Батя Медведь вне форума   Вверх Ответить с цитированием
16 пользователя(ей) сказали cпасибо: