|
Член клуба
Имя: Макс
Регистрация: 03.01.2013
Адрес: Москва
Авто: Skoda Karoq 4х4 1.4л. TSI 150л.с. DSG6 серый металлик
Сообщений: 4,656
|
Стив Джобс велел айфону быть. части 6-9
Проект космического масштаба
Примечательно, что слухи о телефоне от великого Стива начали циркулировать еще в самом начале века. С тех самых пор, когда публика в 2001 году впервые познакомилась с iPod. Пользователям было не слишком комфортно носить с собой три устройства: телефон, плеер и КПК, чтобы проверить почту. Но, когда Стив Джобс со своими помощниками обращались к этой идее, они находили ее провальной. Телефонные чипы и пропускная способность были слишком медленны. Ни по интернету вдоволь не побродишь, ни музыку не загрузишь. О видео и говорить не приходилось. Оставалась только электронная почта, но на этом рынке господствовала историческая платформа BlackBerry от Research in Motion.
Не желал Стив и партнерства с оператором связи. Ведь в сотрудничестве производителя телефонов и оператора ведущим обычно является именно оператор. И именно он диктует условия. Стив Джобс был известен тем, что предпочитал держать все аспекты проекта под своим контролем. В 2003 году в Apple рассматривался вопрос о приобретении Motorola. Но руководители купертиновского техногиганта решили, что это станет слишком дорогим приобретением. Надо сказать, что у компаний были несколько лет опыта весьма неплодотворного сотрудничества.
Но к осени 2004 года условия сотрудничества с сотовыми операторами стали менее обременительными, чем в ту пору, когда мобильная связь была ярким новшеством. Купив у Sprint диапазон частот, Apple могла бы стать «виртуальным оператором связи». То есть, создав телефон, купертиновцы смогли бы сами определять условия, на которых «яблочная» корпорация станет поставлять свои девайсы. Стив Джобс входил в правление Disney, которая вела переговоры со Sprint об организации своего беспроводного сервиса. Но в конечном итоге в 2006 году компанией Apple было подписано соглашение с оператором Cingular, который позднее был куплен AT&T. А на следующий год мир познакомился с iPhone.
Окрыленные успехом iPod, руководители и инженеры представляли себе «эппловский» телефон уменьшенным подобием Макинтоша. В 2005 и 2006 году Apple сконструировала и создала образцы сразу трех версий грядущего телефона. Один из тех, кто работал над проектом, полагает, что всего было шесть полностью рабочих — практически готовых к началу продаж — прототипов. Каждый обладал своим собственным набором «железа», программ и особенностями дизайна. Труд над проектом был настолько изматывающим, что многие разработчики iPhone покинули Apple вскоре после того, как телефон появился на магазинных полках. Один из ключевых руководителей проекта Тони Фэделл сравнивает создание iPhone с освоением просторов Вселенной:
«Это было подобно первому полету на Луну. Я привык к тому, что в проекте может быть определенный уровень неясности, но здесь было настолько много нового, что он (проект) был абсолютно неустойчив.»
В 2010 году Тони Фэделл основал свою компанию Nest. Эмоциональные и интеллектуальные усилия создателей телефона обернулись не просто очередным электронным устройством, а целым явлением в культуре. iPhone стал своего рода символом определенного стиля и образа жизни. Своим легендарным стартом он положил начало целой эпохе — эпохе мобильных устройств, которую Стив Джобс называл «посткомпьютерной эпохой».
Почтовый туалет
Cтив Джобс хотел, чтобы iPhone работал на базе модифицированной версии OS X, операционной системы «Макинтошей». Но на этом пути стояла гигантская преграда: операционную систему следовало в десять раз уменьшить в объеме, чтобы она подружилась с телефонным «железом». А это значило, что нужно убрать или переработать миллионы строк программного кода. Инженерам предстояла огромная работа над тем, чтобы адаптировать компьютерную операционную систему к слабенькому процессору и крохотному аккумулятору мобильного телефона. Создание устройства, которое считается первым массовым смартфоном Земли, упиралось в технологические ограничения, которые были преодолены лишь сравнительно недавно.
До гениального Стива никто не собирался сделать мультитач-экран основным интерфейсом массового потребительского продукта. Но сама сенсорная технология новой не была. Емкостные экраны существовали с 1960-х годов и, в основном, воспринимали касание одним пальцем или другим проводящим предметом. Разработка емкостных мультитач-экранов началась в середине 1980-х годов. Они были способны воспринимать касание двумя и более пальцами одновременно, распознавая каждое касание отдельно. Эта технология была значительно сложней. Оснастить iPhone таким тачскрином было непростой задачей для Apple.
Технологии следовало быть такой, чтобы не вызывать у пользователя вопросов. Она должна была стать достаточно «умной» для того, чтобы позволить человеку взаимодействовать с виртуальной клавиатурой с автокоррекцией. И достаточно продуманной для того, чтобы можно было управлять фотографиями и бродить по просторам интернета. В итоге получалось, что столь многогранная мультитач-технология будет стоить слишком дорого для телефона, даже недешевого. Лишь несколько производственных линий имели опыт выпуска мультитач-экранов. В потребительской электронике применялись резистивные сенсорные экраны. В качестве примера следует привести популярные КПК Palm. Предположим, Apple удалось бы наладить производство мультитач-экранов. Но оставалась проблема согласования дисплея со сложными функциями: в частности, виртуальной клавиатурой и изменением размера тапом. То есть под вопросом была реальность самых интересных потребителю функций.
В 2003 году группой «эппловских» инженеров была найдена возможность интеграции мультитач-экрана в планшет. Джошуа Стрикон, один из инженеров, входивших в первую команду проекта вспоминает:
Началось с того, что Стив хотел располагать устройством, позволяющим ему читать электронную почту в туалете. Дело дошло до уточнения характеристик продукта. Но не существовало ни достаточно мощной батареи для того, чтобы использовать устройство вне дома, ни достойного графического чипа, чтобы этот девайс стал полезным. Попытки найти путь создания такого устройства заняли у нас очень много времени.
В Apple Стриксон пришел со студенческой скамьи. В качестве магистерской дипломной работы он изготовил мультитач-устройство. В Apple не было единого мнения о том, что делать с теми образцами, которые были разработаны инженерами компании. Разочарованный Стриксон покинул компанию, полагая, что она не собирается внедрять мультитач-технологию.
Продолжит ли Apple менять мир технологий? Что ждет преданных ценителей ее продуктов в будущем: многократно предсказанного аналитиком Джином Манстером телевизора все нет и нет.
Тачскрин: от гиганта к карлику
Один из главных руководителей Apple того времени Тим Бушер был самым преданным сторонником мультитач-технологии. По его словам, образцы основывались на OS X, операционной системе, предназначенной для управления мышью, а не пальцем. Он вспоминает, что изначально для создания образцов применялись 10- или 12-дюймовые экраны на компонентной базе, подобной той, что используется в Mac mini. Один из этих прототипов располагал экранной клавиатурой, которая «всплывала» снизу. Что-то подобное два года спустя обрело завершенные очертания в iPhone. Внешний облик прототипов не вызывал приятных эмоций: кругом кабели, припои и проволока.
О том, чтобы положить сенсорный экран в основу устройства задумывались немногие. Стив Джобс стал продвигать эту идею лишь в середине 2005 года. Вспоминает Тони Фэделл:
Он сказал: «Тони, посмотри. Вот нечто, над чем мы работаем. Каково твое мнение? Как ты думаешь, можем ли мы базировать на этом телефон?» Образец был огромен и занимал целую комнату. Это был потолочный проектор и он отображал содержимое экрана Mac на поверхности примерно в три или четыре квадратных фута. Вы могли перемещать объекты или рисовать, касаясь экрана Mac. Все мы провели серьезное обсуждение того, что мы можем сделать.»
Фэделл был осведомлен о сенсорных прототипах, но не в деталях, поскольку не имел отношения к разработке Mac, занимаясь созданием iPod.
У Фэделла были большие сомнения в отношении того, что получится при уменьшении этого громадного прототипа. Но он счел за лучшее умолчать об этом в беседе со Стивом Джобсом. Надо сказать, что Фэделл был в Apple одной из ключевых фигур. В 2001 году он пришел в компанию в качестве консультанта по разработке самого первого плеера iPod. К 36 годам — в 2005 году, когда продажи iPod расширились — он стал одним из важнейших руководителей компании.
Фэделл делится воспоминаниями:
Я понимал, как это можно сделать. Но одно дело выделить целую комнату под один-единственный образец, а совсем иное — выпустить миллионы его подобий размером с телефон. Надежных и с приемлемой себестоимостью. Надо было поговорить с поставщиками ЖК-экранов о том, как смонтировать подобную технологию со стеклом. Надо было найти на это время. И выработать такие алгоритмы выравнивания и калибровки, которые позволили бы исключить все виды пиксельного шума. Одно только создание сенсорного экрана было полноценным проектом. Мы попробовали два или три подхода к созданию тачскрина, пока не подобрали подходящий для производства в достаточном количестве работоспособных [экранов].
Уменьшить OS X! Создать мультитач экран! Эти две проблемы стояли перед Apple во всей своей новизне и неизведанности. Корпорация располагала опытными специалистами, но и они ничего подобного прежде не делали. Впрочем, обнадеживало то, что задачи придется решать не совсем с абсолютного нуля. OS X у компании уже была. Да и с производителями ЖК-экранов «эппловцы» поддерживали отношения, поскольку именно такими экранами оснащались iPod и MacBook. Физика мобильных телефонов была для купертиновской корпорации новой областью. И компании пришлось осознать, насколько мало она об этом знает. Apple устроила тестовые комнаты и оборудование для тестирования антенны iPhone. Компания создавала модели человеческой головы с вязкой «начинкой», плотность которой примерно соответствовала плотности человеческого мозга. Это позволяло оценить уровень радиации, воздействующий на человека в процессе использования им телефона.
Один из представителей высшего руководства компании уверен, что создание первого iPhone, считающегося первым массовым смартфоном планеты, обошлось в 150 миллионов долларов США. Изменит ли Apple в будущем представление о телевидении? По крайней мере в прошлом компании удавалось менять облик технологий и делать их массовыми. Достаточно вспомнить о персональных компьютерах, плеерах, смартфонах и планшетах, чтобы не осталось никаких сомнений в том, что купертиновцы на это способны.
Угроза провала
В 2005 году Стив Джобс даже не представлял себе реальных сроков создания сенсорного iPhone. Первый прототип грядущей легенды технологического мира выглядел, как неудачная шутка. Это был iPod с диском для набора номеров, подобных тем, которые применялись в старых телефонах. Этот образец был просто плеером iPod с интегрированной телефонной радисвязью.
Грингон считает, что…
Это был простой способ выйти на рынок, но данное устройство не было столь же восхитительным, как те девайсы, которые есть сегодня.
Второй прототип iPhone, разработанный в начале 2006 года, был более похож на то, что великий Стив в конечном итоге и представил публике. Он базировался на OS X и располагал сенсорным экраном. Корпус был целиком изготовлен из алюминия. Стив Джобс и главный «эппловский» дизайнер Джонатан Айв были чрезвычайно горды этой разработкой. Но ни гениальный лидер компании, ни ее ведущий дизайнер не были экспертами в области физики радиоволн и не осознавали, что ими создан просто красивый, но бесполезный «кирпич». Ведь радиоволны не слишком хорошо проходят через металл.
Фил Керни, инженер, покинувший Apple в 2008 году рассказывает о том, как красота вошла в противоречие с функциональностью:
Нам с главным экспертом Apple в области антенн Рубином Кабальеро предстояло объяснить Стиву и Айву, что у них не получится заставить радиоволны проходить через металл. Это объяснение было непростым. Ведь большинство дизайнеров являются художниками, которые в последний раз изучали науку (возможно, речь идет о физике?) в восьмом классе. Но в Apple они обладали огромным могуществом и они спросили: «А почему мы не можем просто сделать небольшой шов для радиоволн?» И нам предстояло объяснить им, почему этого будет недостаточно.
Джон Рубинштейн, который был в те дни в Apple ведущим руководителем по вопросам аппаратного обеспечения отмечает, что длительные дискуссии вызывал вопрос размера грядущего телефона:
Я отстаивал два размера: обычный iPhone и iPhone mini, размером с iPod. Я полагал, что один из них будет смартфоном, а второй просто телефоном. Но маленький телефон не получил никакой поддержки и по этой причине пришлось сосредоточить все усилия в одном направлении.
Проект iPhone был настолько сложен, что он угрожал стабильности корпорации в целом. Многие ведущие инженеры компании были настолько вымотаны проектом, что не укладывались в график по другим работам. Apple не могла в течение длительного времени представить ни одного значительного продукта. Вне зависимости от того, что ждало iPhone: удача или провал. Это сегодня ответ известен, а тогда все было слишком неочевидно. И самое печальное, по словам ключевых руководителей проекта, в случае провала ведущие инженеры Apple могли бы покинуть компанию.
В те времена было сложно поверить в говорящий со своим пользователем iPhone. Как и сегодня не сильно верится в то, что «iТелевидение» внесет нечто новое в этот консервативный вид досуга.
Продолжение следует…
по материалам AppleInsider.ru
__________________
ЕСЛИ ТЕБЕ СТЫДНО, ЗА ТО ЧТО ТЫ РУССКИЙ - ЗНАЧИТ ТЫ НЕ РУССКИЙ!
|