Тема: АВИАтема
Показать сообщение отдельно
Старый 19.01.2022, 06:32   #5099
Неугомонный Ездец
Член клуба
Член клуба
 
Аватар для Неугомонный Ездец
 
Имя: Макс
Регистрация: 16.12.2012
Адрес: мск
Авто: было АКП 4x4, стало 1.5 AMT
Сообщений: 8,300
Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец Неугомонный Ездец
По умолчанию

Создан БПЛА «Цимлянин» для исследования пограничного слоя атмосферы в Арктике

Цитата:
Инженеры Московского авиационного института и Института физики атмосферы имени А.М. Обухова РАН в кооперации с Институтом теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН и Центральной аэрологической обсерваторией создали беспилотный летательный аппарат «Цимлянин» предназначенный для метеорологических исследований и мониторинга погоды в арктических широтах. В настоящее время он прошёл лётные испытания. Работы над проектом ведутся за счёт гранта Российского научного фонда, сообщили в пресс-службе МАИ.

БПЛА позволит исследовать турбулентную структуру пограничного слоя атмосферы — нижней части газовой оболочки нашей планеты. В перспективе разработка может быть использована для создания сети метеорологического мониторинга в Арктике на базе БПЛА, а также оперативного отслеживания и прогнозирования ледовой обстановки вдоль Северного морского пути и в акваториях северных портов России.

— Основное назначение аппарата «Цимлянин» — измерение с высокой частотой влажности, температуры и определённых параметров ветра на разных высотах в пределах 1,5 км от поверхности земли или морского льда — так называемой подстилающей поверхности, — рассказывает руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН Дмитрий Чечин. — Уникальной является возможность исследования с помощью беспилотника перестройки турбулентности на границе различных областей подстилающей поверхности, например суши и воды, леса и поля, воды и льда.

«Цимлянин» был впервые испытан на полигоне Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН в Цимлянске — отсюда его название. Он представляет собой беспилотный аппарат вертикального взлёта и посадки, которые осуществляются как у коптера — за счёт работы четырёх подъёмных винтов. Полёт происходит в самолётном режиме и обеспечивается работой лишь одного толкающего винта. Такая конструкция «Цимлянина» была разработана специалистами центра компетенций «Беспилотные летательные аппараты» МАИ.

— Гибридная схема аппарата была выбрана из-за нескольких факторов, — говорит заместитель директора центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин. — В первую очередь, её преимущество заключается в мягком и контролируемом режиме взлёта и посадки, что снижает риск повреждения дорогостоящей аппаратуры на борту. «Цимлянин» не требует специальных взлётно-посадочных площадок, что облегчает его использование в условиях Арктики. Кроме того, при стандартной коптерной схеме вращающиеся винты создают возмущения воздушных потоков, что влияет на показания датчиков. Гибридная схема практически лишена этого недостатка.

Размах крыла «Цимлянина» составляет 2,4 м, масса полезной нагрузки — до 1,5 кг, крейсерская скорость — до 20 м/с, а продолжительность полёта превышает 60 мин. Аппарат оборудован автопилотом и может выполнять полёт по заранее заданному маршруту. Некоторые из метеорологических приборов, установленных на его борту, являются уникальными и разработаны специально для данного беспилотника.

Сейчас исследователи проводят эксперименты по сбору информации с помощью беспилотника и передаче её на наземные пункты, а также занимаются изучением энергообмена над полыньями и разводьями, которые образуются на полях морского льда. В дальнейшем планируется разработка математической модели и программного обеспечения, повышающих точность метеорологического прогнозирования в Арктике.

Следующий этап — создание пилотной зоны метеорологического мониторинга в арктических условиях с помощью БПЛА. Предполагается, что использование подобных «летающих метеостанций» позволит повысить точность прогнозирования различных погодных явлений в Арктике, в чём заинтересованы крупнейшие отечественные компании, осуществляющие эксплуатацию ледокольного транспорта, морские изыскания, добычу природного газа, а также российские аэропорты, Росгидромет, МЧС и Минобороны России.
Индийский учебный самолёт HJT-36 с российским двигателем АЛ-55И успешно завершил ключевые испытания

Цитата:
HJT-36 «Sitara» — индийский учебно-тренировочный самолёт 2-го этапа подготовки боевых пилотов, разрабатывающийся компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) на замену устаревшим УТС HJT-16 Kiran.

Самолёт оснащается российским турбореактивным двигателем АЛ-55И разработки ОДК «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Двигатель создан с помощью масштабирования двигателей АЛ-31, устанавливаемых на российские истребители и многоцелевые боевые самолёты Су-27/30/34.

При выборе двигателя для HJT-36 российский АЛ-55И обошёл французского конкурента Snecma Larzac 04-30, используемого на учебно-боевых Dassault/ Dornier Alpha Jet, из-за большей мощности, простоты в обслуживании, и при этом меньшей стоимости.

Также на испытательных самолётах установлены российские катапультные кресла «Звезда» K36CT.

В 2009-2015 гг. HJT-36 совершил более 800 испытательных полётов. Компания HAL получила от военно-воздушных сил Индии предварительный заказ на несколько десятков самолётов. Но на финальном этапе сертификационных испытаний самолёт провалил критические тесты на штопор.

После этого проведено существенное перепроектирование хвостовой части самолёта, и оснащение его противоштопорным парашютом. В конце 2020 г. самолёт возобновил испытания. Также в феврале 2021 г. самолёт получил двигатели АЛ-55И с увеличенным подтверждённым наземными испытаниями ресурсом в 1200 часов (расчётный ресурс — до 6400 часов по холодной, и 4000 — по горячей части).

Наконец, в начале 2022 г. обновлённый самолёт успешно завершил испытания, продемонстрировав выход из штопора после шести оборотов в правую и левую стороны. HAL надеется на скорое начало использования HJT-36 ВВС Индии.

HJT-36 должен стать первым серийным самолётом, на котором используется двигатель семейства АЛ-55. Ранее в 2008 г. АЛ-55 успешно прошёл испытания на учебно-тренировочном самолёте МиГ-АТ, не пошедшем в серию. Двигатели АЛ-55 в разных вариантах могут использоваться на дозвуковых и (в варианте с форсажной камерой) сверхзвуковых учебных и боевых самолётах и беспилотных летательных аппаратах.
__________________
#мненестыдно

Последний раз редактировалось Неугомонный Ездец; 19.01.2022 в 06:35.
Неугомонный Ездец вне форума   Вверх Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо: