https://vk.com/@p_journal-marksizm-i...vogo-cheloveka
Можно ли изменить человека?
Нередко приходится слышать, в частности, от сторонников так называемого либертарианства, что социализм - это, возможно, и хорошая штука, но, увы, по природе своей человек эгоистичен, и от этого никуда не денешься.
В общем, ничего нового: общественная жизнь - это борьба всех против всех, и человеческое общество отличается от животного мира только тем, что у людей есть государство, устанавливающее правила, которых люди вынуждены придерживаться, «пожирая» один другого. Ну и пожирают они друг друга не в прямом смысле, а просто кому-то не везет, и они проигрывают в конкуренции. Лучшие выигрывают - худшие проигрывают и исчезают бесследно. Происходит «естественный отбор». Другими словами, и эгоизм, и склонность к преступности, как и конкуренция - это все от природы. Ведь никто не станет спорить, что человек - природное существо. Получается, что все доказано научно.
И вправду, ученых, которым не дают спать лавры Мальтуса, в современном мире не так мало. А уж тех, кто за деньги, научные степени и звания готов доказывать что угодно - и подавно.
Еще одно «научное» доказательство непреодолимости конкуренции состоит в том, что сколько не пытались изменить человека - например, христианство уже две тысячи лет проповедует «не укради», «возлюби ближнего своего» - но ничего не получается. Особо остроумные еще и издеваются - мол, даже в заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя» именно себялюбие объявляется образцом любви.
На самом же деле это просто неправда. Изменить человека получалось, и весьма неплохо получалось. Притом не просто одного человека или двух удавалось изменить, а массово. И любая наука о человеке, которая игнорирует эти факты, поскольку, мол, большинство людей продолжает жить по-старому - глупая наука, поскольку наука, которая только описывает предмет, а не направлена на его изменение, на самом деле никакой наукой не является.
Поэтому хотелось подробнее рассмотреть этот удивительный научный эксперимент по изменению человека в массовом масштабе. Притом опыт Антона Семеновича Макаренко был далеко не единственный в Советском Союзе и даже не самый массовый1. Рассматривать мы будем именно его только потому, что Антон Семенович Макаренко, в отличие от других педагогов-новаторов советской эпохи, сумел наиболее основательно осмыслить то, что у него получилось, и наиболее удачно представить свои мысли в литературной форме, благодаря чему его педагогическое наследие стало известным всему миру2. В данном материале будет очень много отсылок к произведениям Антона Семеновича Макаренко, поэтому в идеале, прежде, чем с ним знакомиться, желательно прочитать хотя бы некоторые из его книг - в первую очередь «Педагогическую поэму». Но кто не читал даже этой знаменитой книги, пусть рассматривают все, написанное ниже, как ее рекламу и рекламу других произведений Антона Семеновича Макаренко - как художественных, так и научных, и публицистических.v
---------- Сообщение добавлено в 00:21 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:18 ----------
Цитата:
Сообщение от kval300
Главное еще культура людей в головах с детства, как у австрияков и немцев, когда ребенок только научившись ходить уже фантик от конфеты на землю не бросит!
|
Вы уж простите, но это бред. Где и наслушались такого то. Дети ВЕЗДЕ одинаковы и достигается ТОЛЬКО воспитание. Вообще весь этот легкий налет цивилизации слетает с человека аж бегом, в определенных условиях. А уж сколько этих европейцев себя проявляют на курортах в третьих стран - так что вы не рассказывайте мне. Я сам лично видел во время мундиаля у нас, как швейцарцы ссали в городе под столбами