ATV - школа молодого бойца
А.Аликберов
Личная экипировка
Никогда не садитесь на квадроцикл без защиты. Никогда. Я видел сломанные руки, ноги, рёбра - до разбитой головы и "деревянного костюма" было недолго, даже при том, что утилитарный квадроцикл не едет быстрее 60 км/ч. Минимальный комплект защиты таков:
Шлем. Оптимален мотокроссовый - закрыт подбородок (не сломаешь челюсть об руль), козырёк отбивает ветки в моменты, когда продираешься с наклоненной головой через кусты.
Очки с моностеклом - защищают глаза от веток и летящего из-под колёс головного квадроцикла песка, не слишком при этом сокращая обзор. Ремешок очков пропускается над шлемом, закрепить ремешок на затылке шлема при отсутствии специального крепления можно простым скотчем.
Черепаха (защита груди и позвоночника) - несколько стесняет движения, но защитит от перелома рёбер в ситуации, когда квадроцикл на скорости уткнётся передней подвеской в пень, не замеченный в высокой траве. Защитит и от перелома позвоночника в случае, если седока накроет перевернувшимся квадроциклом - даже весьма сильные люди не способны самостоятельно поднять утилитарный квадроцикл над собой - всё-таки 300-350 кг.
Защита локтей и коленей - защитит суставы от ударов по камням и брёвнам при вылете из седла и в других ситуациях. В трофийных покатушках оптимален защитный костюм, где совмещена черепаха и защита локтей/коленей. По одной простой причине - при преодолении водных препятствий течением или просто резким движением ноги/руки отдельный наколенник или налокотник легко срывается водой - не выдерживают липучки. Чего не произойдёт в случае комплексного защитного костюма.
Перчатки - подойдут и обычные строительные, но рвутся они довольно быстро, особенно при работе с лебёдочным тросом. Оптимальны специальные кевларовые - лёгкие, тонкие и прочные. В зимнее время нужны перчатки потеплей - пальцы прижаты к ручкам руля и рычажку акселератора, быстро немеют и замерзают от недостаточного кровообращения.
Защиту можно надевать и на, и под верхнюю одежду. Материал одежды должен выдерживать зацепы веток. "Очко" штанов должно быть прочным - в 9 из 10 случаев при резком рывке или экстренном спрыгивании недостаточно прочные штаны лопаются на причинном месте
Зимой поверх защиты рекомендую надеть либо ветровку, либо мембранную куртку - продувает на скорости на раз.
Общие правила безопасности
Не торопитесь. Полноприводный квадроцикл ведёт себя совсем не как автомобиль. И, тем более, не как двухколёсный велосипед или мотоцикл - его и не наклонить в повороте, и автомобильной управляемости у него нет - перевернуться даже на ровном месте или врубиться на полном ходу в дерево - как два пальца об асфальт - вот уж воистину - тише едешь, дальше будешь:/
Классический вариант - пень на поле/лугу, который не видно под высокой травой - квадроцикл налетает на него передней подвеской, седок бьется об руль или перелетает через него.
Хотя, не скрою, его вездеходные способности провоцируют - даже там, где пешком трудно идти - он едет. Когда я начинал, с каждым разом на всё более сложных препятствиях, я задавал себе вопрос: "Проедет?" И каждый раз, после того, как проехал - удивлялся: "Ну надо же, и здесь проехал!"
Не ездите в одиночку - оптимально ездить в паре на двух квадроциклах. Если квадроцикл перевернётся - будет очень тяжело в одиночку поставить на колёса. А если он вас накроет сверху - то даже выбраться из-под него будет непросто. Опять же - вопрос эвакуации - вторым квадром можно и из болота вытянуть и отбуксировать в лагерь, если что-то сломается. Ну и тем более помощь потребуется, если один из седоков получит травму. Да и вообще, вместе - веселее
Хотя бы в одном квадроцикле обязательно должна быть буксировочная стропа - и вытаскивать застрявшего напарника, и буксировать неисправный квадроцикл, и страховать от переворота на крутых склонах. На стропе должны быть крючья, но лучше использовать стропу без металлических частей, а петли стропы с проушинами на квадроциклах соединять шаклами или альпинистскими муфтоваными карабинами.
При проходе сложного препятствия лучше вылезти из седла и идти рядом, осторожно работая акселератором и тормозом. А иногда и при помощи партнёра - один на тормозе, другой на акселераторе.
Не лезьте в воду слишком глубоко - можете залить двигатель. У стандартного квадроцикла воздушный фильтр обычно находится под сиденьем. Если вода дойдёт до уровня сиденья, вместо воздуха мотор получит воду. Будете долго его продувать сушит и заводить. Это при удачном стечении обстоятельств. При неудачном - придётся ремонтировать двигатель в мотосервисе. Ещё один совет - для квадроциклов с вариатором - проверьте его герметичность. Бывает, что от вибрации выворачивается заглушка технологического отверстия, вы заезжаете в неглубокую лужу на полколеса, и квадр встаёт. Это вода попала на ремень вариатора и он стал проскальзывать. Не смертельно, но полчаса-час вам придётся его просушивать и только потом - ехать дальше.
Следите за тем, что попадает под колёса - если под колесом верёвка, стропа, лебёдочный трос или проволока - они в момент намотаются на колесо и оборвут все шланги.
Не обязательное, но облегчающее жизнь оборудование и снаряжение.
Лебёдка. Стоит недорого, но позволяет самостоятельно выбраться из жопы. Или вытянуть квадроцикл напарника. Ну и для многого другого можно приспособить.
Дополнительный аккумулятор. Лучше гелевый. Очень пригодится при активном использовании лебёдки - штатный очень быстро садится.
Длинная альпинистская верёвка, "статика", метров 50. Пригодится для страховки квадроциклов от переворота на склонах и сложных препятствиях. С её же помощью можно создавать импровизированные средства переправ типа временных мостов или плотов.
Передняя защита. Без неё передняя часть корпуса квадроцикла и фары -расходный материал, пластик не железо - легко раскалывается, а стоит он недёшево.
Шноркель. Существенно снизит риск залить мотор при водных переправах.
Топор. Ну, для тех, кто часто бывает в лесу, даже объяснять ничего не надо - инструмент почти на все случаи жизни.
Канистра с топливом, литров десять.
Защита рук и рукояток на руль. Перчатки спасут от веток и кустов, а вот от более масштабных объёктов - типа стволов деревьев - уже нет.
Портативные рации - связь с напарником вне пределов акустической слышимости. Кстати, при работающем двигателе и надетом шлеме приходится кричать и жестикулировать для того, чтобы находящийся в трёх метрах напарник что-то услышал.
Лопата. Как известно - последний и самый сильный аргумент в борьбе с бездорожьем, с помощью которого медленно, но верно создаётся требующийся ландшафт
Управление квадроциклом
Современные утилитарные квадроциклы имеют, как правило, автоматическую коробку передач, поэтому управлять им сравнительно не сложно: руль и ручка тормоза, как у велосипеда или мотоцикла, под большим пальцем рычажок акселератора. Рычаг коробки передач у ноги имеет пять положений H (вперёд), L (пониженная передача вперёд), N (нейтральная передача - для буксировки), R (задний ход) и P (паркинг). Ну и возможны несколько переключателей: разные режимы света (габариты, ближний, дальний), полный или part-time (задний) привод, кнопки управления лебёдкой, если она установлена.
Но есть свои особенности - для того, чтобы провернуть рулём передние колёса на стоящем квадроцикле, требуется значительное усилие. Ещё большее усилие, если передние колёса увязли в грязи или упёрлись в боковое препятствие.
Кроме этого, поскольку у аппарата четыре колеса, а не два, наклонить его в повороте для бОльшей устойчивости не получится, поэтому на приличной скорости рекомендую не сидеть в седле, а стоять ногами на подножках, перенося тело в сторону поворота для смещения общего центра тяжести квадроцикла с седоком. Или наклоняясь к рулю при подъёме на крутой склон. Или отклоняясь назад при спуске.
К тому же мы говорим об использовании аппарата не на ровной дороге, а на пересечённой местности, где длинноходные подвески, конечно, сглаживают неровности, но потряхивает сидящего изрядно, так что стоя - оно избавит пятую точку от синяков
. И, проезжая брод, имеет смысл встать коленями на сиденье, чтобы не замочить ноги.
Если вы едете по относительно ровной, твёрдой и сухой поверхности, имеет смысл использовать только задний привод - и скорость повыше будет, и расход топлива поменьше, и поведение квадроцикла будет больше похоже на поведение заднеприводной машины.
Преодоление препятствий
Брёвна, ступеньки
Брёвна и препятствия величиной до двух третей диаметра колеса квадроцикла (то есть высотой, примерно равной клиренсу квадроцикла), проходятся довольно просто:
включаем полный привод;
включаем пониженную передачу;
не торопясь подъезжаем перпендикулярно к препятствию (стоим на ногах, а не сидим);
перед самым препятствием рывком откидываем тело назад, стремясь поднять передние колёса в воздух или хотя бы их разгрузить (велосипедисты и мотоциклисты называют этот приём "встать на козла") - передние колёса забрасываются на препятствие;
затем съезжаем с препятствия с другой стороны и чуть поддаём газку - чтобы не остановиться и не зависнуть на брюхе и по инерции закинуть на препятствие задние колёса;
переезжаем через препятствие задними колёсами - дело сделано.
Если таки зависли на препятствии брюхом, то можно либо подтолкнуть квадроцикл вперёд, чтобы задние колёса зацепились за кромку препятствия, либо слезть и загрузить своим весом задние колёса, чтобы они гребли по земле и подталкивали квадроцикл вперёд, а дальше зацепились за препятствие. Ну и всегда есть вариант дёрнуть застрявший квадроцикл лебёдкой или на буксире.
С препятствиями размером с высоту колеса или больше следует обращаться аккуратнее:
обязательно вылезаем из седла и ведём квадроцикл "впроводку", с земли осторожно работая тормозом и акселератором, лучше даже вдвоём - по человеку с каждой стороны;
подводим аппарат к передней кромке препятствия, цепляемся за неё колёсами и аккуратненько закидываем передние колёса на грань препятствия (учтите, дадим сильный газ - квадроцикл может свечкой выпрыгнуть вертикально вверх и упасть обратно, но уже вверх колёсами. А заодно накрыть собой наименее проворных квадроциклистов);
затем один человек залезает на препятствие, наваливается на переднюю часть своим весом (чтобы квадроцикл не завалился назад) и продолжает работать осторожно с тормозом и газом, а второй подталкивает квадроцикл сзади;
также с подстраховкой от переворота опускаем сначала передние колёса с препятствия, затем задние - дело сделано.
Такой вариант требует недюжинных физических усилий, проворности и аккуратности. Поэтому, если есть возможность помочь лебёдкой или затянуть на препятствие второй квадроцикл на тросе с помощью уже перебравшегося первого - воспользуйтесь ею.
Склоны
Крутой короткий склон высотой до двух метров, вал земли в карьере, выезд на крутой берег и реки проходится следующим образом:
на пониженной передаче и полном приводе аккуратно подъезжаем к склону и заезжаем на него передними колёсами;
наклоняемся вперёд над рулём, может быть даже встаём ногами на передние скаты задних крыльев;
с подгазовкой, не останавливаясь, залетаем на вершину склона.
Полезно подстраховаться от переворота, закрепив на передней части квадроцикла стропу или верёвку, которую напарник, находясь наверху препятствия, вытягивает по мере выезда квадроцикла, прижимая морду аппарата к склону, таким образом не давая ему перевернуться назад и накрыть седока.
В случае, если склон слишком крутой или скользкий, когда колёса не удерживают квадроцикл на склоне, а также длинный крутой склон:
разматываем лебёдку и цепляем её за что либо подходящее наверху;
вытягиваем аппарат лебёдкой, одновременно помогая лебёдке колёсами (квадроциклист идёт рядом и ведёт аппарат "впроводку").
Если лебёдки нет, используем альпинистскую верёвку:
вешаем наверху склона петлю из короткого куска верёвки (скажем, вокруг дерева) с карабином или шаклом;
пропускаем длинную альпинистскую "статику";
один конец верёвки привязываем к морде первого квадроцикла, второй - к задней проушине второго;
напарник на втором квадроцикле снизу тянет за верёвку, первый, помогая колёсами, "впроводку" ведёт свой аппарат вверх по склону.
Грязь, болото
Топкие места и расколбашеные колеи - стихия квадроцикла, не случайно на спортивных трофийных мероприятиях трассы самого проходимого класса автомобилей "Прото" обычно совпадают с трассами для ATV. Итак, для преодоления таких препятствий:
включаем полный привод и пониженную передачу;
если топкий участок короткий и без глубоких ям - пролетаем ходом, если длинный - аккуратно двигаемся, стараясь вести квадроцикл "внатяг", без пробуксовки колёс, по максимально твёрдым и высоким участкам поверхности;
если есть колея, то лучше выбрать такую траекторию, чтобы углубление колеи шло между колёсами квадроцикла, так меньше риск "повесить" аппарат на брюхо;
если начинается пробуксовка, полезно раскачивать квадроцикл ногами с боку на бок, не переставая при этом вращать колёсами;
если болото топкое, и квадроцикл начинает проваливаться на высоту колеса и глубже - слезаем с квадроцикла и ведём его "впроводку", возможно с напарником, подталкивая аппарат рулём вверх и вперёд, чтобы не тонул. В этой ситуации весьма полезен будет шноркель - велик риск залить двигатель.
следите за тем, чтобы в глубоком болоте не упереться передней подвеской или рамой в подтопленное препятствие - бревно, пень, камень;
если есть за что зацепиться лебёдкой или верёвкой - используйте их;
если есть сандтреки, а вы не хотите рисковать и не слишком торопитесь - выстилайте ими временную дорогу себе.
Водные препятствия
Брод
Неглубокий брод (до 50 см глубины) на квадроцикле можно проехать, даже не заметив его. Разве что ноги поднимите с подножек, чтобы не замочить.
Если вода подбирается к уровню сиденья (там находится воздушный фильтр), и у вас нет шноркеля - не рискуйте - зальёте двигатель, лучше найдите брод помельче.
При наличии шноркеля у вас появляется возможность преодолевать броды поглубже, но учитывайте следующее:
когда уровень воды подбирается к входному отверстию шноркеля - следите за тем, чтобы не захлестнуть его волной;
под водой квадроцикл становится неуправляемым, он может наклониться, наехав на камень на дне, его может начать нести течение - всё это - риск хлебнуть воды шноркелем;
вам самому тоже надо чем-то дышать и во что-то упираться ногами, управляя квадроциклом под водой, так что подумайте - может менее экстремальный найти объезд?
Наведение переправы
Самый простой способ - два бревна с берега на берег кладутся на расстояние, равное расстоянию между внутренними сторонами колёс квадроцикла и поперёк - длинная жердь между рамой и задними колёсами для того, чтобы предотвратить переворачивание квадроцикла.
На другой стороне препятствия цепляемся лебёдкой или тянем альпинистской верёвкой с берега.
Плот
Семь или восемь брёвен 2,5 - 3 метра длиной, диаметром 15 - 20 см, провязываются парой тонких жердей поперёк. Затем на плот с берега аккуратно закатывается квадроцикл и фиксируется верёвками на плоту.
А затем партнёры работают бурлаками - либо идут по дну водоёма, либо тянут конструкцию верёвками с берега.
Конечно всегда можно придумать простые и достаточно надёжные приспособления, которые позволят вашему квадроциклу переквалифицироваться в амфибию и водные препятствия попросту переплывать
Подъём квадроцикла
выбирается пара деревьев, стоящих друг от друга на расстоянии, чуть большем ширины квадроцикла;
на высоте 2,5 метра между ними вешается стропа с карабином или шаклом в центре;
через этот карабин или шакл пропускается лебёдочный трос или альпинистская верёвка, за которую будет тянуть второй квадроцикл;
в это время первый квадроцикл обвязывается другой верёвкой "аки тортик";
к ней цепляется лебёдочный трос или верёвка от второго квадроцикла;
поехали - второй квадроцикл тянет, наездники помогают лебёдке, поднимая квадроцикл вверх за морду и багажник.
http://4x4.aaa13.ru/atv/atv_start.shtml